Собираем деньги на общий дом творчества через Яндекс.Деньги в Вконтакте

Сила воли

Наш опыт, полезные советы, технические приемы, библиотека

Модераторы: МариНика, AlexM

Сила воли

Сообщение Andy » Вт, 25 сен 2018 12:29

Воля — сложный многоплановый механизм психики, обеспечивающий следование намеченной цели, продолжение решения задачи в условиях препятствования, деструктивных влияний или провоцирования смены цели или способа действия и тому подобного.

Воля опирается как на индивидуальную склонность к сохранению направленности действия, так и на рефлексивный потенциал, позволяющий опознавать намечающееся или возникающее отклонение от «нормы», воссоздавать значимость фиксированной, выбранной или вменённой, цели и задачи, находить способы возврата в соответствие норме.

Наиболее сложная составляющая механизма воли — способность к самокоррекции и самопреодолению через посредство заимствования позиции автора нормы.

Воля как свобода в рамках данной темы обсуждение не предполагает.

Сила воли — cпособность к проявлению волевых механизмов. Сила воли может быть различна у разных людей, поддаётся развитию через тренировку и иные методы, и является одной из существенных характеристик личности.

Сила воли тренируется волевыми усилиями и ослабляется безвольными поступками
Аватара пользователя
Andy
 
Сообщения: 436
Зарегистрирован: Пт, 12 май 2006 22:58
Откуда: Москва. Миродолье. Борисов

примеры

Сообщение Andy » Пт, 28 сен 2018 18:23

Если не понимаешь, что такое ноги, то будешь тренировать много всего, чего есть, а ноги можно и проглядеть.

Если не понимаешь, что такое сила воли, то и тренировать будешь много всего, чего есть, а силу воли можешь и проглядеть.

Для ухватывания предмета можно нарисовать четыре варианта проявления силы воли.

1. Альпинист. Человек движется к цели. В случае возникновения затруднения, человек усиливает усилия, и посредством прикладывания всё больших и больших сил, стараний, преодолевает трудности. И, в конце концов, достигает цели.
Изображение
2. Студент. Человек, доверяя другим людям (педагогам), погружает себя в процесс обучения. Он не представляет себе в полной мере, как выглядит конечная цель обучения, как организован процесс обучения, какие будут промежуточные этапы, какие встретятся сопутствующие факторы, какие возможны побочные эффекты, насколько труден этот процесс, и чем именно он может быть труден. В полной мере студенту понятно только то, что для того, чтобы достичь конечной цели, ему нужно соблюдать указания преподавателей, плюс соблюдать то, что они не говорят, но подразумевается само собой из логики вещей.
Самоопределившись, человек погружает себя в поток и старается в нём удержаться. Если он замечает, что отклоняется от курса, то корректирует сам себя, возвращая себе правильную ориентацию.
Иногда могут возникнуть факторы, выбивающие студента из процесса обучения. Эти факторы могут быть как внешнего, так и внутреннего порядка, как социальные, так и природные. Например, студент может не выспаться и проспать утром занятия. Обнаружив вылет за рамки процесса, студент прикладывает усилия и возвращает себя в нужное русло. Решительно приказывает себе больше занятия не просыпать. И в дальнейшем, используя силу воли, не нарушает это решение.
Изображение
3. Худение. Человек создаёт себе норму: «не есть сладкого».
Самоопределившись, человек входит в рамку этой нормы. То есть соблюдает поставленное условие.
Иногда могут возникнуть факторы, выбивающие человека из рамки. Эти факторы могут быть как внешнего, так и внутреннего порядка, как социальные, так и природные. Например, могут прийти гости и начать предлагать разные вкусные вещи. И человек может не выдержать. Однако, если у человека сильная воля, — он выдержит. Скажет «Нет». И сладкое не будет есть, не смотря ни на что.
Изображение
4. Сильная личность. Человек не создает себе никакие нормы. Просто живёт.
Однако иногда могут возникнуть факторы, выбивающие человека из самого себя. Эти факторы могут быть как внешнего, так и внутреннего порядка, как социальные, так и природные. Не колеблясь от этих воздействий человек остаётся самим собой в том виде, который он признает правильным. Нахождение правильного решения, правильной реакции происходит автоматически, интуитивно, практически мгновенно. Например, будучи тюфяком, человек в момент выстрела быстро успевает понять, что его жизнь менее ценна, чем жизнь главного героя; и, в то же мгновение, тюфяк преодолевает внутренний страх смерти; и ловко прыгает, заслоняя в полёте от пули главного героя. Если бы такое было в жизни, главный герой бы после этого мог бы отдыхать.
Изображение

При хорошей фантазии не сложно понять, что любым одним из этих четырёх рисунков можно описать остальные три.

Сила воли (схематическое изображение). Любое действие можно усилить в два раза, в три раза, в четыре, в пять и так далее. Усилению подлежат как практические действия, так и мыслительные. Так динамические, так и статические. Например, силу воли можно проявить просто в воздержании (от курения, от сладкого, от телевизора). Например, силу воли можно проявить в том, чтобы сделать не 100 приседаний, а 120. В предыдущих примерах силу воли часто применяют, и её эффект заметен лучше, чем в других случаях. Однако проявить силу воли можно практически в любом процессе. Руль — это свобода воли, а двигатель — это сила воли.
Изображение
Аватара пользователя
Andy
 
Сообщения: 436
Зарегистрирован: Пт, 12 май 2006 22:58
Откуда: Москва. Миродолье. Борисов

Понятия из психологии

Сообщение Andy » Вс, 30 сен 2018 19:45

Чтобы дальше разбираться с силой воли, чтобы разобраться с тем, что нередко понимают под силой воли, а на самом деле ошибаются, нужно прописать, что понимается в психологии под понятиями: потребность, мотивация, цель, деятельность, рефлексия.

Цикл жизнедеятельности
Изображение
Исходно человек пребывает в спокойном бездеятельном состоянии. Внутри него идет процесс обмена веществ, процесс ассимиляции и диссимиляции. Постоянно какая-то часть отработанных веществ внутри него отрабатывается, разрушается и отбрасывается. И в некий момент появляется необходимость в восполнении веществ.
Тогда человек из спокойного состояния переходит в иное, беспокойное состояние. Это беспокойное состояние называется потребность (красная молния). Человек внутренним взором рассматривает своё состояние и строит представление о том, что выводит его из состояния спокойствия. В его плане сознания создаётся образ потребности (круг с молнией). Имея этот образ, человек начинает искать во внешней среде что-нибудь, что могло бы его потребность удовлетворить. Встречая на своём пути различные объекты (чёрный заштрихованный круг), человек познает их, строит в своём сознании образы этих объектов, и сопоставляет образ потребности и образ объекта. Определяет на основе образа потребности: соответствует ли образ объекта тому, что ему нужно или нет. Если образ объекта соответствует образу потребности, то происходит фиксация этого соответствия. Фиксация соответствия называется мотивацией (ломаная голубая стрелка). А образ объекта, зафиксированный, как соответствующий образу потребности, называется мотивом (голубой заштрихованный чёрным круг в голове). Мотив — это предмет потребности. Опознав предмет потребности человек присваивает встреченный объект, потребляет его.
Потребив объект, человек восполняет недостающие в организме вещества, и возвращается вновь в спокойное бездеятельное состояние.
Данная схема цикла жизнедеятельности справедлива не только к случаю с обменом веществ, но и для любой иной потребности.

Варианты поведения при фиксации несоответствия
1.Изображение 2.Изображение 3.Изображение
1.
Продолжение поиска.
2. Конструктивный подход к найденному объекту. Построение представления (голубой штрихованный круг) об возможном изменённом варианте этого объекта — целевого представления. Цель (голубой штрихованный круг) — соответствующее образу потребности (т. е. мотив) конструктивное представление, построенное на основе образа реального объекта, который деятель предполагает преобразовать в соответствии с этим конструктивным представлением. После выполнения преобразовательного воздействия проводится вторичная оценка соответствия результата преобразования образу потребности. В случае соответствия человек присваивает произведённый продукт, потребляет его.
3. Коррекция содержания образа потребности. В качестве оценочной основы в этом случае выступает наоборот, образ объекта. Например: "Сойдет и толстуха, ничего не поделаешь".

4.Изображение 5.Изображение
4.
Конструктивный подход к самому себе, как источнику потребности. Познание себя, как источника потребности (синий человечек с красной молнией в голубом кружочке), и построение представления (голубой квадрат с синим человечком с точкой и красной молнией) об возможном изменённом варианте самого себя. В качестве оценочной основы в этом случае выступает образ объекта. Например: "Ну, что ж. Тогда я стану самой лучшей невестой". После этого выполняется преобразовательная работа над самим собой. После выполнения преобразовательного воздействия на самого себя, происходит вторичная оценка образа самого себя, своей, в следствии этого изменения, изменённой потребности, с позиции образа имеющегося объекта. В случае соответствия человек присваивает имеющийся объект, потребляет его.
5. Работа над базовым исходным процессом, как причиной возникновения потребности. Такая работа над собой, которая приводит сначала к оздоровлению базового исходного процесса (в нашем примере: процесс обмена веществ), затем к ослаблению его мощности, к затуханию, вплоть до его полной остановки. В этом варианте целевой образ самого себя (голубой кружок с синим человечком с точкой, точка означает, что человек стал иным, изменился, обрёл новые способности) является основанием для оценки образа потребности. Примеры такого самопреобразования: йога, духовная практика.

Разбираемся с понятиями дальше.

Акт деятельности
Во втором варианте жизненного цикла (в вышеизложенных схемах) появилось действие, направленное на преобразование объекта. Это действие имеет такую особенность, что может быть отделено от одного человека и передано другому. Таким образом преобразовательное действие может выполняться не только тем, кому это нужно, но и вообще кем угодно. В силу этой возможности, это и произошло. Преобразовательная деятельность в социо-культурном генезисе выделилась в независимую единицу: акт деятельности. Схематически акт деятельности выглядит так.
Изображение
Первое, что отличает рисунок от предыдущих, здесь нет разговора о потребности, а также нет разговора о мотивации. В отчуждённом акте деятельности потребность и мотив деятеля не играют роли, в расчет не принимаются. Что для деятеля мотивом являются всего лишь деньги никого не беспокоит. Главной для деятеля здесь становится норма (Н). Деятель механизмически осуществляет процесс реализации нормы Н. В основе процесса лежит преобразование материала И в продукт Р (результат), осуществление которого не может произойти естественным образом и предполагает использование соответствующих средств С. Подбор средства предопределяется исходным материалом и целью. Средство предопределяет способ его применения (не путать с моральным принципом «цель оправдывает средства»). Деятель оперирует средством и воздействует им на материал.
Норма Н – это образ процесса деятельности. Цель в акте деятельности перестаёт быть мотивом. Цель становится нормой. Это одно из содержаний нормы – это нормативный образ будущего продукта деятельности (результата). Деятель должен не только знать норму, но и быть оспособлен к этой деятельности.

Рефлексия
Деятельность обслуживается мышлением. Всё время, пока человек что-то делает, он одновременно за этим и следит. А когда возникает затруднение, человек старается найти способ, как это затруднение преодолеть. В методологии этот процесс мыслительного контроля и управления деятельностью называется рефлексией.
Изображение
Обозначения:
Ч – чувствительность к остановке процесса. Оператор «что-то не так». Остановка деятельности и начало рефлексии.
И – исследование. Построение образа того, что было. Мысленное восстановление хода процесса.
К – критика. Обнаружение причины затруднения. Причина – это фактор, который в первоначальном плане действий не был учтён. Причины могут быть как внешними так и внутренними.
Н – нормирование. Построение образа средства и способа преодоления затруднения.
Д – возврат в деятельность с новой нормой.
Аватара пользователя
Andy
 
Сообщения: 436
Зарегистрирован: Пт, 12 май 2006 22:58
Откуда: Москва. Миродолье. Борисов


Вернуться в Копилка знаний

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron